Накануне президенты России и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко провели встречу, на которой обсуждалась тема ценообразования на газ, работа белорусского нефтеперерабатывающего сектора в условиях налогового маневра в России, а также поставки белорусских продуктов питания на российский рынок. По ее итогам страны договорились создать рабочую группу по решению спорных вопросов и провести еще одну встречу президентов до конца года.
Переговоры успешно прошли, учитывая, что они долго переговаривались и договорились еще одну встречу провести перед Новым годом. Можно говорить о том, что наконец-то у нас интенсифицировался переговорный процесс по тому, что должно было случиться еще в начале 2000-х годов. Я хочу напомнить, что у нас есть официальные документы о том, что Россия и Белоруссия переходят в формат союзного государства. А союзное государство – это все-таки не просто дружба и экономическое сотрудничество двух стран, это что-то большее, то есть переход постепенный к единой финансовой политике, к единой внутренней политике, к единым тарифам, к единым международным отношениям.
В течение длительного времени – с начала 2000-х и по настоящее время – этот процесс шел ни шатко, ни валко, а сейчас, учитывая напряженность на международной арене и необходимость вырабатывать общую линию поведения, здесь пошла интенсификация переговоров.
Что касается налогового маневра, президент Владимир Путин еще на недавней встрече в формате СНГ сказал, что все вопросы мы можем решить в контексте углубления нашей интеграции. То есть пока мы недостаточно интегрированы возникают сложности разные с вопросами налогов. Когда эта интеграция будет интенсифицироваться, то понятно, что эти вопросы снимутся. Совершенно очевидно, что требовать интеграции в чем-то одном, при этом отказываясь интегрироваться глобально, не получится.
Сейчас идут какие-то споры относительного того, а почему у нас цена на газ вот такая, а внутри России другая. Ну, потому что Белоруссия и Россия являются разными государствами сейчас, поэтому разные цены на газ. Понятно, что если мы объединимся в одно государство, то у нас на всей территории вот этого общего союзного государства будут действовать единые законы и тарифы.
Я вижу, что согласно социологии, значительная часть людей в Белоруссии воспринимают нас как что-то общее. Они видят, скажем так, границу себя, заканчивающуюся не Витебском, а Владивостоком. Конечно же, есть силы в Белоруссии, которые стремятся не допустить соответствующую интеграцию, в том числе западные НКО, которые работают на то, чтобы наиболее активным молодым людям показывать западноевропейскую перспективу для Белоруссии. Но все-таки сейчас, насколько я понимаю, большинство людей в Белоруссии смотрят на объединение в рамках союзного государства как на плюс для Белоруссии с точки зрения экономической, политической и безопасности.
|