Казахстан не хочет участвовать в европейских энергетических проектах без России, несмотря на необходимость расширять альтернативные трубопроводные магистрали. Аналитики NBCA говорят, что, помимо политической привязки, свою роль играет экономический фактор — европейские проекты даже на бумаге остаются дорогими. Казахстан является одним из заявленных участников энергетического саммита в Польше 11–12 мая, где ожидается обсуждение возможного присоединения Астаны к нефтепроводу Одесса-Броды, который намереваются дотянуть до Польши. Европа хотела бы импортировать казахстанский газ напрямую, без участия России. Однако на астанинской встрече с польским коллегой Лехом Качиньским 28–29 марта президент Нурсултан Назарбаев сообщил, что Казахстан примет участие в проекте только совместно с Россией. Аналитики предполагают, что подобный шаг Назарбаева не только указывает на явные политические предпочтения в энергетическом сотрудничестве, но и базируется на рациональном экономическом расчете. «Цена казахстанской нефти транзитом через Кавказ в Европу будет дороже. Нужны конкретные обоснования проектов, а они еще размыты, в то время как трубопроводы Каспийский трубопроводный консорциум и Атырау-Самара давно существуют», — объясняет аналитик NBCA Эдуард Полетаев. Сейчас основной экспорт казахстанской нефти идет через Россию по трубопроводу Атырау-Самара мощностью в 15 миллионов тонн нефти в год, и через Каспийский трубопроводный консорциум объемом 30 миллионов тонн в год. Нефтяной экспорт планируется увеличить в два раза к 2015 году — с 57 миллионов до 120 миллионов тонн в год. По словам Полетаева, зависимость от России слишком велика, чтобы Казахстан мог принять участие в экономически рискованных европейских проектах. «Казахстан и без того сильно зависит от российского транзита, и его вступление в явные антироссийские проекты грозит охлаждением взаимоотношений. Отсюда и нежелание участвовать в проекте без России», — сказал эксперт. Политический обозреватель NBCA Даур Досыбиев также говорит о невозможности резкой смены энергетических предпочтений, даже в условиях необходимости развития альтернативных маршрутов, поскольку инфраструктурная зависимость от России будет оставаться высокой в ближайшем будущем. «Можно полагать, что руководство Казахстана выбирает оптимальную для себя линию поведения, исходя из сложившихся реалий. А они сегодня таковы, что, действуя в обход России, мы теряем в объемах продаваемых ресурсов и проигрываем в транспортных расходах», — говорит Досыбиев. Обозреватели говорят, что самый неблагоприятный для Казахстана сценарий будет при ухудшении отношений в области энергетики между Россией и Европой. «Будет хуже, если Европа и Россия не найдут общего языка. Тогда Казахстану придется разрываться на части, стремясь выгодно продавать энергоресурсы, и при этом постараться не испортить отношений с Кремлем», — считает Досыбиев. Об этом пишет "Маркетинг и консалтинг".
|