-->
Особенности поведения цен на нефтепродукты и борьбы с их повышением обсуждали участники общественно-консультативного совета при Хабаровском управлении Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России, сообщает газета «Тихоокеанская звезда».
— После некоторого перерыва мы вновь отмечали рост топливных цен на территории края, — отметила заместитель начальника управления Елена Гуринович. — Причем началось все с небольших компаний, владеющих малым числом автозаправок. За первые две недели июля тенденция только укрепилась. Так, по нашим данным, по максимуму АИ-92 подорожал на 12 процентов, АИ-95 — на 10 процентов.
Росли в июне и оптовые цены. Они вообще «скачут» резвее розничных, причем по всем видам нефтепродуктов. Например, АИ-95 с начала года подорожал на 40 процентов, А-76 — на 50 процентов, АИ-92 — на все 70.
Почему же рост продолжается, несмотря на пристальное наблюдение антимонополистов, и можно ли с этим бороться?
По мнению руководства Хабаровского УФАС, самое сложное — проследить за отпускной ценой топлива, учитывая специфику ее формирование.
— Известно, что два нефтеперерабатывающих завода в крае — Хабаровский и Комсомольский — цены на свою продукцию не устанавливают, это делают головные компании — НК-Альянс и Роснефть. Они и формируют отпускную цену на свою продукцию, — говорит Елена Гуринович. — Она же в дальнейшем диктует политику на территории края.
Антимонопольщики давно сетуют на непрозрачность ценообразования в материнских компаниях. Фактически оно остается делом внутрикорпоративным и не поддающимся анализу.
— Особенно обидно, что, в отличие от западных, наши нефтяные холдинги созданы волеизъявлением государства, а раз так — оно и должно обеспечить прозрачность формирования цен, — говорит Елена Гуринович. — Возможности же региональных властей в этом смысле сведены к нулю.
Собственно, как и возможности антимонопольной службы.
— Когда началась кампания по выявлению согласованных действий продавцов нефтепродуктов, мы проиграли все суды, — рассказала Елена Гуринович. — Чтобы доказать согласованность, нужны четкие экономические критерии, а наши суды к ним не готовы. Поэтому у них пока вердикт один — «не доказано».
Пришлось участникам совета констатировать, что у борцов с монополиями слишком мало полномочий. «Орган по надзору за рекламой и кладбищами — вот что такое ФАС», — высказался председатель Дальневосточного объединения предпринимателей Евгений Шулепов. «Государство само монополию создало, само теперь и должно ее разрушить», — поделился мнением председатель общества по защите прав потребителей Хабаровска Владимир Денисенко.
В итоге среди предложений, обсужденных на совете, важными показались два. Первое — обобщить и проанализировать наработанную судебную практику. И второй шаг — создать рабочую группу по вопросам ценообразования на рынке нефтепродуктов при правительстве края.
Много надежд возлагают в службе на новую программу развития конкуренции в РФ на 2009-2012 годы. «Если будут реализованы меры программы — это станет огромным шагом вперед в плане контроля за ценами на топливо со стороны государства, — сказала Елена Гуринович, заметив при этом, что компании добывают сырье из недр, которые являются нашим общим достоянием.
|